Стилистический анализ
стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака»
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С.
Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально
близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о
жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о
нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о
незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом
говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек»
(в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие
микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.
Данный текст является примером художественной литературы.
Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов.
Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он
применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и
применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без
слов». Другое олицетворение – чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого
существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет
«трепетный».
Интересны также стилистические средства, используемые для
создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной
птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким
крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,
которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»
(метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она
сама себя не понимает – но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в
каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать»
используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь
между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она
без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием,
используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы
тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в
качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни
человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз
повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же
огонек, одна и та же жизнь).
Выбор автором слов также служит основной идее произведения.
Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки,
Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное
– это «такое живое существо, в противопоставление человеку».
Для выражения основной идеи произведения используется также
ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической
интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в
человеке, – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения
замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким
крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в
предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»
Синтаксис в данном произведении используется для
противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я
ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают
в себе особую экспрессию.
«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет!
Это не животное и не человек меняются взглядами…» – восклицательный знак
используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте
имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический
вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?».
Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ
на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости,
некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств
экспрессивной речи передает течение мыслей человека.
Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов:
«жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни
перед смертью.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru