Страшное и смешное в романе "Мастер и Маргарита"

СТРАШНОЕ И
СМЕШНОЕ В РОМАНЕ “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

И совсем не в
мире мы, а где

На задворках
мира средь теней

Сонно
перелистывает лето

Синие страницы
ясных дней.

Н. Гумилев.

Движение
событий в романе начинается “однажды весной, в час небывало жаркого
заката, в Москве, на Патриарших прудах”. В белокаменной столице появляется
сатана и его свита. История четырехсуточных гастролей этой силы, “что
вечно хочет зла и вечно вершает благо” – стержень, вокруг которого
стремительно развивается сюжет романа. Главные действующие лица, чьими именами
язвана книга, появляются не сразу, а ближе к середине повествования. С ними у
Булгакова связана драматичная и счастливая история великой любви. Несмотря на
множество трагичных моментов, роман написан очень живо и смешно. Это позволяет
иногда смотреть на него как на прекрасное сатирическое произведение. Однако
книга гораздо шире и глубже своих религиозной, эротической и сатирической
составляющих.

Она не только о
героях: о Понтий Пилате и Иешуа, Воланде, Азазелло, Бегемоте, Мастере и
десятках других действующих лиц. Роман Булгакова о великом и вечном
противостоянии. Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел очень
необычную смешную форму для выражения своих мыслей о бесконечной вражде мира, о
смысле счастья, о покое и примирении. Смеясь, человечество прощается со своим
прошлым. История поставила писателя в более сложное положение. Булгаковский
смех – это форма борьбы с его собственным настоящим. Удивительно, что он не
агрессивен, в нем нет злобы, мести за растоптанную, исковерканную судьбу, за
нищую жизнь, за несправедливость и за жуткие физические страдания. Да, конечно,
в романе все летит к чертям в буквальном смысле. Степа Лиходеев отправляется в
Ялту самым необычным способом в мире, горит Грибоедов и магазин для не совсем
простых граждан. Глумливый Фагот с котом и примусом вволю потешаются над
сотрудниками известного дома на площади, однако все это имеет невероятно
сумбурный карнавальный оттенок. Это смех от всей души и от всего тела. Это
открытый смех в голос над всем серьезным и самым страшным из того, что окружало
писателя и его семью. Такой смех побеждает всегда. Он карает предательство,
непорядочность, нечестность. Не дьявол страшен автору и его любимым героям.
Дьявол для Булгакова, пожалуй, такая же реальность, как и богочеловек Иешуа.
Они понятны ему и поэтому уже не страшны. Пугает другое: не объяснимая никакой
логикой современная действительность, история, жизнь. Пугают безголосые
насекомоподобные критики, звук шагов за окном, новости свежих газет, завтрашний
день и будущее вообще. Где найти силы и где взять столько мужества, чтобы
подняться с колен, подойти к столу и дописать роман до конца, до последней
точки? Булгаков черпает эти силы у Мастера, Мастер – у Булгакова. Вместе они
находят единственное действенное оружие против страшной и злобной Дряни,
которая их окружает. Смех, словно очень яркий свет, всякий предмет, всякую
гадость, всякую вещь освещает, делает очень контрастной, и тогда становится
понятно, что это пугающее нисколько не пугает, что оно ничтожно и – недостойно
никакого бытия. “Булгаковский смех освобождает душу и возрождает для
жизни, в яем растворяются страхи мира, уходят, остаются за бортом сознания. Легко
понять, почему почти четверть века роман находился под запретом,- страшно было.
Боялись серьезные люди Булгакова, боялись, что полетит все, как в романе, к
чертям и они вслед. А еще больше боялись, что прочитают люди роман, посмотрят
вокруг скажут: “А король-то голый!”, захохочут в голос. Так и вышло.
Смех всегда побеждает.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/