Трагедия Григория Мелехова в романе (Тихий Дон(.
В (Тихом Доне( Шолохов выступает прежде всего как мастер эпического
повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную
историческую панораму бурных драматических событий. (Тихий Дон( охватывает
период в десять лет –с 1912 по 1922 год.
Неотвратимо «шагает» по страницам (Тихого Дона( история, в эпическое
действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях
войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие
станы, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова,
который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий.
Действие в романе развивается в двух планах – историческом и бытовом,
личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в
центре (Тихого Дона( не только в том смысле, что ему уделено больше
внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым,
либо так или иначе связаны с ним.
Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его
показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисует
патриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируется
под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в
нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает
ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий
Мелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к
справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этот
человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понять
до конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя,
обобщающей художественной силы образа.
Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в
природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и «с внезапным
чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на
ладони». Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности
с миром природы.
Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь.
В атаке он убил двух австрийских солдат. Одного из убийств можно было
избежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Скорбный облик
убитого являлся потом и во сне, вызвал «нутряную боль». Описывая лица
попавших на фронт казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: они
напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким
скошенным вянущим стеблем стал и Григорий Мелехов: необходимость убивать
лишала его душу нравственной опоры в жизни.
Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых,
и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему
бесплодными: (Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью,
враждебного и непонятного мира … Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за
собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем(.
Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческое в нём не угасло. Чем
больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделённее его
мечта о мирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках социальной
справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не
растерял «человеческое в человеке», его чувства и переживания – всегда
искренние – не притуплялись, а пожалуй, обострялись.
Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в
завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив
голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мёртвого старика,
растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где
катилась колесница войны, печально останавливается перед трупом замученной
женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить её. Он
похоронил невинно убитого, доброго, трудолюбивого деда Сашку под тем же
тополем, где в своё время последний похоронил его и Аксиньи дочь. В сцене
похорон Аксиньи перед нами предстаёт убитый горем, выпивший до краёв полную
чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с
такой глубинной силой горе утраты могло только великое, хотя и израненное
сердце.
В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную
опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека –
Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь смысл и всё значение. Ещё раньше
осознавая трагизм своего положения, он говорит: «От белых отбился, к
красным не пристал, так и плаваю как навоз в проруби…». В образе Григория
заключёно большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался,
разумеется, не отражал процессов, происходивших во всём казачестве.
Типичность героя заключается не в том. Трагично поучительна участь
человека, не нашедшего своего пути в жизни.
Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для
него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего
человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с
множеством маленьких частиц правды, и готовый принять каждую, он
обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью.
Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и
оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер
руки о полу шинели».
Проявлениям классовой вражды, жестокости, кровопролития автор романа
противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между
людьми. Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которой
заключена идея единства народа как основы жизни.
Что еж будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого
враждующего мира, этого «недоумённого существования»? Что с ним будет, если
он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя
всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Автор
не отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией
всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося
насильственной «классовой переделке».