Творчество О.Генри

Реферат покурсу: «История литературы стран первого иностранного языка»
Московскийпсихолого-социальный институт
2010
Биография
Американский прозаик О. Генри(настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года вГринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором свыше двухсотвосьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок.
Жизнь Вильяма Портера быланерадостной c самого детства. Маленький Биллпочти не знал материнской ласки. Его мать, Мэри Джейн Портер, умерла оттуберкулеза, когда мальчику было три года. Его воспитали бездетная тетка, сестраматери, и бабушка. Отец его после смерти жены затосковал, много пил, малозарабатывал. Семья жила очень бедно.
Покинув школу, пятнадцатилетнийБилли Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстуры от кашля ипорошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье.
В 1882 году Билли отправился в Техас,два года жил на ранчо, а затем устроился в Остини, служил в земельномуправлении, кассиром и счетоводом в банке. Из банковской карьеры ничего путногоу его не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов — очень серьезнойсуммы на то время. Биографы писателя и доныне спорят, был ли он вдействительности виновен. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечениябольной жены (и для издания «Rolling Stone»), с другой — кассир Портеруволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта тольков 1895 году, причем владельцам банка были на руку нечисти. Против Портеравозбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает в НовыйОрлеан, а оттуда — в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятнымджентльменом — профессиональным бандитом-грабителем Эллом Дженнингсом.
Много позже Дженнингс, отложивревольвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересныеэпизоды латиноамериканских приключений. Друзья принимали участие в местномгондурасском путче, потом убежали в Мексику, где Дженнингс спас будущегописателя от неминуемой смерти.
Портер неосторожно поухаживал закакой-то замужней женщине; муж, который был где-то поблизости, мексиканец-мачодостал ножичек с лезвием длиной в два фута и хотел защитить свою честь.Ситуацию урегулировал Дженнингс — выстрелом от бедра выстрелил ревнивцу вголову, после чего они с Вильямом сели на коней, и конфликт остался позади.
В Мексике Портер получилтелеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена, — Атолл Эстесумирает. Во время отсутствия мужа, она не имела средств к существованию, голодала,а заболев, не могла купить лекарства, однако в преддверие Рождества продала задвадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Биллу в Мехико подарок — золотуюцепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент Портер продал свои часы, чтобыкупить билет на поезд. Он успел увидеться и попрощаться с женой. Черезнесколько дней она умерла. Агенты полиции с жалобной повязкой молча шли загробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который несказал ни одного слова на суде и получил пять лет тюрьмы.
В ссылке Портер пробыл три года итри месяца. Освободился досрочно (за образцовое поведение и хорошую работу втюремной аптеке) летом в 1901 году. Тюремные годы он никогда не вспоминал.Помогли воспоминания Элла Дженнингса, что по иронии судьбы опять очутился бок обок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.
Вместе с Портером и Дженнингсомсидел двадцатилетний «медвежатник» (взломщик сейфов) Дикий Прайс. Онсделал хорошее дело — спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькуюдочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замокза двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. По этому сюжету Портерсоставил свой первый рассказ — о взломщике Джимми Валентайне, который спасплемянницу своей невесты из огнеупорного шкафа. Рассказ, в отличие от историиДика Прайса, заканчивался счастливо.
Рассказы в печать взяли не сразу.Находясь в тюрьме, Портер стеснялся печататься под своей фамилией. В аптечномсправочнике он натолкнулся на фамилию известного в то время французскогофармацевта О.Анри. Именно ее в той же транскрипции, но в английскомпроизношении (О.Генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Выходяиз тюремных ворот, он вымолвил фразу, которую цитируют уже в течение если невека: «Тюрьма могла бы сделать большую услугу обществу, если бы обществовыбирало, кого туда сажать».
В конце 1903 года О. Генриподписал контракт с нью-йоркской газетой «World» на еженедельную сдачукороткого воскресного рассказа — по сто долларов за одно произведение. Этотгонорар на то время был достаточно большим. Годовой заработок писателя равнялсяприбыли популярных американских романистов.
Но бешеный темп работы мог убитьи более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другимпериодическим изданиям. В течение 1904 года О. Генри напечатал шестьдесят шестьрассказов, за 1905 — шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывалсразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, ожидая, когдаможно будет начать иллюстрировать.
Читатели американской газеты немогли осилить большие тексты, терпеть не могли философствование и трагическиеистории. О. Генри стало недоставать сюжетов, и он в будущем чаще брал, а то ипокупал их у друзей и знакомых. Постепенно он стал уставать и снижал темп.Однако из-под его пера вышло 273 рассказов — свыше тридцати рассказов за год.Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри — непрактичного,который привык к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего невыяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и шел: «Я должен мистеруГилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30долларов. Но он умеет считать, а я нет…».
Он избегал обществ литературныхпобратимов, стремился к одиночеству, чурался светских приемов, не давалинтервью. По несколько суток без уважительной причины блуждал Нью-Йорком, потомзапирал дверь комнаты и писал.
В блужданиях и отчужденности онузнавал и «переваривал» большой город, Вавилон-на-гудзоне, Багдад-над-подземкой,- его звуки и огни, надежда и слеза, сенсация и провалы. Он был поэтомнью-йоркского дна и самых низких социальных слоев, мечтателем и фантазером кирпичныхзакоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волей О.Генри появлялисьЗолушки и Дон Кихоты, Гарун аль-рашиды и Диогены, которые были всегда готовыприйти на спасение к тем, кто погибает, чтобы обеспечить реалистичному рассказунеожиданную развязку.
Последнюю неделю жизни О.Генрипровел в одиночестве, в нищем гостиничном номере. Он болел, много пил, уже немог работать. На сорок восьмом году жизни в нью-йоркской больнице он перешел вдругой мир, в отличие от своих героев, так и не достав чудодейственной помощи.Письма и незаконченная рукопись свидетельствуют о том, что в последние годыжизни
О.Генри подошел к новому рубежу.Он жаждал «простой честной прозы», стремился освободиться отопределенных стереотипов и «Розовых концовок», которых ожидала отнего коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.
О.Генри можно было бы назватьсвоеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений. Гуманизм, независимаядемократичность, бдительность художника, к социальным условиям в свое время, егоюмор и комедия преобладают над сатирой, а «утешительный» оптимизм — надгоречью и возмущением. Именно они создали уникальный новеллистический портретНью-Йорка на заре эры монополии — многоликого, привлекательного, загадочного ижестокого мегаполиса с его четырьмя миллионами «маленькихамериканцев». Интерес и сочувствие читателя к жизненным перипетиям, клеркам,продавщицам, бурлакам, безвестным художникам, поэтам, актрисам, ковбоям, мелкимавантюристам, фермерам, и тому подобным, считается особенным даром, чтосвойственно О.Генри как пересказчику.
ТворчествоО.Генри
Особенностиязыковых приемов автора
Американский новеллист УильямСидни Портер (О. Генри) не был пионером в жанре короткого рассказа, так как этоискусство получило уже до него большое развитие в литературе США. Жанр новеллыбыл широко распространен в американской литературе середины XIX – начала XX века. Возникла даже особая, американскаяразновидность этого жанра, получившего название «шорт стори», представителямикоторой были Вашингтон Ирвинг, Эдгар По, Марк Твен. Эдгар По даже сформулировалосновные законы
создания «шорт стори», которыепредусматривали краткость формы, единство и динамизм сюжета и неожиданнуюразвязку.
О. Генри не знает себе равных вмастерстве точной и выразительной детали, в построении острого сюжета и, наконец,в изобретательности при создании неожиданных развязок.
В своих произведениях О. Генривыражал поразительные по глубине и новизне социальные идеи в такой скромнойформе, что современная критика часто проходила мимо богатейшего их содержания.Ей казалось, что речь идет о самом обычном — о любви; она не замечала, что илюбовь и все другие привычные темы наполнены лирическим звучанием. Наиболеезамечательные по ширине и новизне социального и философского мышления идеивысказаны в их произведениях «мимоходом», так, как будто главное совсем не вних. Самое удивительное, что в этом «мимоходом» заложены ответы на острейшиепроблемы времени. Все творчество О. Генри обращено к незаметным «маленьким»людям, он стремится привлечь внимание привилегированной части общества к людям,чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. Он хочетпоказать те подлинные человеческие ценности, которые всегда могут служитьопорой и утешением в наиболее трудных жизненных ситуациях. И поэтому он частоделает героями своих новелл тех, кто, выражаясь современным языком, находится«у черты бедности». О. Генри полон участия и сочувствия к тем своим героям, которыебольше всего нуждаются в помощи и защите. И тогда происходит нечтоудивительное: самые, казалось бы, плачевные финалы его новелл начинаетвосприниматься как счастливые или, во всяком случае, оптимистические.
Юмористическая стихия у О. Генриявляется одной из наиболее привлекательных сторон его творчества. Юмор О. Генриуходит корнями в традиции комического рассказа, бытовавшего в среде первыхпоселенцев
Америки. У О. Генри юмор частобывает связан с комическими ситуациями, которые лежат в основе многих сюжетов. Прибегаяк пародии и к парадоксу, О. Генри вскрывает противоестественную сущность такихявлений и несовместимость их с нормальной практикой человеческого поведения.Юмор О. Генри необыкновенно богат оттенками, стремителен, прихотлив, он держитавторскую речь как бы под током, и не дает повествованию идти по предугаданномуруслу. Отделить иронию и юмор от повествования О. Генри невозможно – это егостихия, природная среда его таланта. Далеко не всегда ситуация новелл юмористична;и все же как бы ни старался омрачить он свой рассказ, неизменно ироническийсклад его ума придает совершенно особый оттенок всему происходящему.
У О. Генри непревзойденнаяспособность видеть комизм в жизненных ситуациях. Именно это органическое свойстворождает такие удивительные в своей точности сравнения: «Джим неподвижно замер удвери, точно сеттер, учуявший перепела» («Дары волхвов»).
О. Генри тонко чувствует слово идемонстрирует виртуозную изобретательность в создании неожиданных сравнений, меткихи ярких метафор, олицетворений, использует литоты и гиперболы, и прекрасноработает с эпитетами.
Особенности композиций
События в произведениях О. Генрине подготавливаются ни композиционно, ни другими стилистическими средствами ононе выделяется. Своему трогательному рассказу о жизни бедняков («Дары волков»)О. Генри придает характер литературной загадки, и читатель не знает, каковбудет исход событий. Искусство создания неожиданной развязки писатель обогатилвведением «двух развязок – предразвязки и подлинной развязки, которая  дополняет,разъясняет или, наоборот, начисто опровергает первую». И если о первой ещеможно догадаться в ходе чтения, то вторую не в состоянии предвидеть самыйпроницательный писатель. И это предает новеллам О. Генри поистине неотразимоеочарование.
«Дарыволхвов»
Краткоесодержание новеллы
Среди наилучших литературныхшедевров О.Генри привлекает к себе внимание рассказа «Дары волхвов».Это трогательный рассказ о жизни бедных людей. Главными ее героями являетсяДелла, чрезвычайно красивая молодая женщина, и ее муж Джим. Внешностью ихарактером жена Билла Портера (О.Генри) была похожа на героиню «Дарыволхвов». Волшебное юное создание, любящая и до конца преданная женщина, онабывает счастливой тогда, когда счастлив ее муж. Супруги, совсем не имея денег, пытаютсясделать друг другу достойные подарки на Рождество. Каждый человек в мире имеетчто-то самое дорогое, такое имели и они: у Делли были роскошные блестящедлинные волосы; Джим имел наручные часы, которые остались еще от отца. Кроясьодин от другого, они вдвоем продали самое дорогое, и приобрели, как имказались, замечательные подарки. Делла мужу купила ценную золотую цепочку начасы; а Джим — гребни для волос. Они пожертвовали сокровищами, которыесоставляли предмет их гордости.
Мое мнение о новелле
Рассказ «Дары волхвов»- это очень печальная и нелепая история, окрашенная добродушным юмором. КогдаО. Генри говорит в финале, что «из всех дарителей эти двое были мудрейшими», мыне можем не согласиться с  ним, ибо истинная мудрость героев, по мысли автора, нев «дарах волхвов», а в их любви и самоотверженной преданности друг к другу.
Читая этот рассказ, вам кажется, чтоможно предугадать развязку сюжета, но вскоре вы понимаете, что ошибались, потомучто все оборачивается совсем неожиданно. Это и есть особый стиль автора.
Предметом изображения в новеллеО. Генри «Дары волхвов» является не внешний мир, не события, а личныепереживания и настроения писателя, не требующие для их раскрытия изображенияпоступков и действий, что делает ее похожей на лирическую поэзию.
Возможности синтаксиса в «Дарахволхвов» поразительны: лаконичность, эмоциональная, художественнаязаконченность в одном предложении.
Заключение
О. Генри, перестрадав так много вжизни, стал воспринимать обострённее окружающий мир. Нетрудно заметить, чтописатель не только избегает в своих произведениях сцен жестокости и насилия, новообще не любит каких бы то ни было резких красок. В его произведениях мы ненайдем описания ранящих душу человеческих страстей. В этом отношении онпроявляют явную сдержанность.
Чрезвычайно богатой, ассоциативными изобретательным является язык его новеллы, насыщенный пародийными пассажами, иллюзией,скрытой цитатой и всяческими каламбурами, которые ставят чрезвычайно сложныезадания перед переводчиками, — ведь именно в языке О.Генри заложен«формообразовательный фермент» его стиля. При всей своейоригинальности новелла О.Генри — явление сугубо американское, что выросло нанациональной литературной традиции.
Судьба наследства О.Генри была неменее тяжелой, чем личная судьба У. С. Портера. После десятилетия славынаступила пора беспощадной критической переоценки ценности — реакция на тип«хорошо выполненного рассказа». Впрочем, приблизительно с конца 50-хгодов прошлого века в США опять возродился литературоведческий интерес ктворчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, тоона неизменна: О.Генри, как и раньше, занимает постоянное место среди авторов, которыхлюбят перечитывать во многих странах мира.
О.Генри пленял своих читателей нетолько остротой социальной тематики. Он снискал широкое признание какнепревзойденный пересказчик. Жизненная проблема лишь боком касалась егорассказов. О.Генри вошел в литературу как мастер интересных рассказов. Он сумелзанять свое место среди наилучших пересказчиков в американской литературеблагодаря оригинальности своего таланта.
Списоклитературы
И. Левидова. «ПисателиСША». Краткие творческие биографии. Москва, «Радуга», 1990.
В.С. Боровинский. О. Генри –горестная судьба веселого рассказчика. — М.: Книжная палата, 2000.
О. Генри. Сборник рассказов. — М.: Худож. лит., 1989.
Internet. www.wikipedia.org.
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта referat.ru/