Тютчев: Лирик – мыслитель – художник
Долгое
время в истории литературы господствующим было представление о Тютчеве как о
создателе отрешенных от действительности произведений “чистого
искусства”. Именно такое представление десятилетиями прививалось школьным
и университетским преподаванием и стало обычным для широких кругов читателей.
Исследования последних лет дали основания утверждать, что творчество Тютчева –
одно из сложнейших явлений русской литературы, и эта сложность не позволяет
зачислить поэта, всю жизнь чуждавшегося литературных группировок, в ряды какой
– либо одной из них. В связи с этим, в беседе о Тютчеве должно найти отражение
все многообразие его поэтического наследия.
В
начале разговора со слушателями следует отметить, что знакомство с поэтом для
большинства из нас начинается в детстве, со стихов о природе. А потом, через
годы, все более и более углубляется наше представление о содержательно –
многозначном смысле тютчевских творений, о разнообразии, красоте и богатстве
созданных им поэтических образов.
Как
певец природы, Тютчев был первым и в своем роде единственным русским поэтом, в
творчестве которого ее образы заняли исключительное место. По словам К.Д.
Бальмонта, он, подобно Вордсворту и Шелли в Англии, “проник в душу
природы”. Для него она – живое, одухотворенное существо. Но, наделяя
природу общечеловеческими свойствами, поэт часто пользовался ее образами для
раскрытия своих дум о человеке и его внутреннего мира, сложного как мироздание.
Иллюстрировать рассказ о Тютчеве – певце природы предлагаем следующими
стихотворениями: “Чародейкою зимою…”, “Еще земли печален
вид…”, “Смотри, как роща зеленеет…”, “Есть в осени
первоначальной…”, “Как весел грохот летних бурь…”,
“Обвеян вещею дремотой…”, “Есть в светлости осенних
вечеров…” и др.
Наряду
с лирикой природы видное место в творчестве поэта занимают стихи о любви. С
именем Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении
любовных переживаний, в области психологии чувств, ведь почти вся его любовная
лирика в основе своей автобиографична.
Юношеские
строки его стихотворений 1823 – 1825 годов “Друг, откройся предо
мною…”, “Твой милый взор, невинной страсти полный…” обращены
к первой сердечной привязанности – Амалии Крюденер. Спустя 13 лет после встречи
с Амалией, Тютчевым было написано стихотворение “Я помню время
золотое…”, воссоздающее атмосферу прежней влюбленности. И уже на склоне
лет, в 1870 году, невзначай увидев графиню Амалию в курортном Карлсбаде, Тютчев
создал знаменитые строки:
Я
встретил Вас – и все былое
В
отжившем сердце ожило…
Ряд
стихотворений посвящены женам поэта. К Элеоноре обращено стихотворение
“Еще томлюсь тоской желаний…”, чувством к Эрнестине вызваны строки
еще одного тютчевского шедевра – “Люблю глаза твои, мой друг…”.
Однако,
большая часть стихотворений любовной тематики связана с именем Е. А.
Денисьевой. Взятые вместе, они представляют как бы лирическую повесть о любви
поэта к молодой девушке, выпускнице Смольного института, готовившейся стать
фрейлиной. Стихотворения названы “денисьевским циклом”
(“Предопределение”, “Я очи знал…”, “Не говори: меня
он, как и прежде любит…”, “О, не тревожь меня укорой
справедливой!…”, “О, как убийственно мы любим…”, “Не
раз ты слышала признанье…”, “Последняя любовь” и некоторые
другие), и по глубине психологического раскрытия любовной темы не имеют себе
равных. Характер переживаний лирических персонажий в этом цикле существенно
меняется по сравнению с ранней лирикой поэта. Если прежде любовь рисовалась им
как светлое и гармоничное чувство, то в “денисьевском цикле” она
изображается как “роковая” страсть, приносящая с собой душевные муки
и даже гибель. Дополнением к рассказу о стихотворениях любовной тематики станет
музыкальное сопровождение – романсы на стихи Тютчева (“Последняя
любовь”, “Все отнял у меня…”, “Я встретил вас…”).
Дальнейший
разговор о поэтическом наследии Тютчева можно продолжать своего рода
экспериментом. Обратитесь к слушателям, читая им следующие строки:
Слезы
людские, о слезы людские,
Льетесь
вы ранней и поздней порой…
Неистощимые,
неисчислимые, –
Льетесь,
как льются струи дождевые
В
осень глухую, порою ночной.
Или:
Эти
бедные селенья,
Эта
скудная природа –
Край
родной долготерпенья,
Край
ты русского народа.
Попросите
назвать имя автора. Это будет, как правило, Некрасов, Кольцов, Никитин, Есенин
и даже Рубцов. Вряд ли кто назовет Тютчева. И все потому, что долгое время для
широкого круга читателей он оставался певцом природы и любви, но народность его
поэзии ставилась под сомнение. А ведь философ Владимир Соловьев писал:
“Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры” –
“В Россию можно только верить…”. Вера в Россию как страну,
противостоящую всеобщему европейскому разладу, несущую начала человеческого
единения и истинной религии, всегда воодушевляла его. Такие строки, как
Велико,
знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся,
стой, крепись и одолей!
могли
быть рождены только народным поэтом, т.е. поэтом своего народа, всем своим
существом понимающим и знающим духовность великого людского мужества,
говорящего на том языке, на котором он пишет. Народным поэтом мы можем назвать
автора цитированных строк и потому, что душу своего народа он понимал в ее
тысячелетнем развитии, предчувствовал ее грядущее; его слова действительно
обращены к нам, к людям, живущим при великих потрясениях России:
О,
в этом испытанье строгом,
В
последней, роковой борьбе,
Не
измени же ты себе
И
оправдайся перед Богом…
Завершить
беседу можно оценками, данными творчеству Тютчева Тургеневым, Некрасовым,
Фетом, Майковым, Достоевским, Толстым и другими писателями и поэтами его круга
(см. раздел “Слово о Тютчеве”). Из их воспоминаний получилась бы
объемистая и занимательнейшая книга, каждая страница которой, при всей
сложности и неоднозначности чувств и оценок, запечатленных на ней,
перекликалась бы со всеми другими главным своим мотивом: восторгом,
восхищением, изумлением, преклонением перед невероятной, головокружительной
личностью гения и перед неповторимой вселенной его стиха.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://vladimirbubnov.narod.ru/