В. Маяковский и революция

В.
Маяковский и революция
Примерный
текст сочинения

В русской
поэзии XX века Маяковскому принадлежит особая, исключительная роль. Он первым
из поэтов XX столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни,
начатому Великим Октябрем. В наши дни при диаметрально противоположной оценке
этого переломного события истории видны глобальные масштабы совершенного им
подвига. Слияние поэзии Маяковского с социалистической революцией свершилось, в
частности, потому, что он уже до Октября обладал редкостным поэтическим
талантом и участвовал в освободительной борьбе.

Эти
обстоятельства сыграют огромную роль, когда придет пора зрелости – поэтической,
гражданской и человеческой.

Талант поэта
стремительно обретал самостоятельность. Несмотря на некоторую затемненность и
абстрактность поэтической мысли, уже трагедия “Владимир Маяковский”,
а особенно последовавшие за ней поэмы “Облако в штанах”,
“Флейта-позвоночник”, “Война и мир”, “Человек”
открывали совершенно новую страницу в истории литературы. Поэма “Облако в
штанах” достигла такой масштабности и социального накала не только потому,
что она содержит пророческие слова о близящейся революции, но и по самому
характеру восприятия капиталистической действительности и отношения к ней
поэта. Империалистическая война, по признанию Маяковского, отодвинула в сторону
споры об искусстве. Поэтом целиком завладели темы социального характера.
Лейтмотивом его творчества становится крик: долой буржуазную цивилизацию,
враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей, – человеку. В
поэзии Маяковского все сильнее звучат трагедийные ноты не примирения, а борьбы.
Как личную трагедию воспринимает поэт участь миллионов людей, которых кучка
“жирных” обрекает на самоистребление.

В социалистическую
литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно
отвергнувший мир капитализма, залившего кровью планету; входит, глубоко
уверенный в том, что на смену этому безумному, бесчеловечному миру уже идет мир
подлинных хозяев планеты и Вселенной. “О, четырежды славься,
благословенная!” – такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую
социалистическую революцию. С Октября 1917 года начинается новый этап в его
творчестве, этап, обусловленный прежде всего изменением действительности. Резко
меняется тональность стихов поэта. “Ода революции”, “Левый
марш”, “Мистерия-Буфф” – это первые образцы социалистического
искусства Великого Октября, которые захватывают своей искренностью, глубочайшей
верой в будущее. Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм
утверждения и созидания нового мира. “Необычайнейшее”, почти
фантастическое в его произведениях тех лет вырастает из жизни, переплавляемой
революцией. В вихревые дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в
ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс
революционного обновления жизни. Он глубоко убежден, что революция и поэзия
нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но, чтоб оно стало подлинно
действенным, все должно быть перестроено: лирика и эпос, поэзия и драматургия.
Ведь никогда перед художником не стояла столь огромная задача – содействовать
объединению миллионов людей на основе новых социальных и нравственных
принципов, принципов взаимосвязи и взаимообогащения. В этом искреннем желании
непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства во имя
счастья миллионов – источник новаторства Маяковского. Тем и дорого нам
творчество Маяковского, что этот поэт предпринимает поиски путей оздоровления поэзии
и стремится слить свою судьбу с судьбой народа.

Маяковский
сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу
митингов, демонстраций, диспутов. Поэзия вышла на площади, обратилась к
колоннам демонстрантов. “Улицы – наши кисти. Площади – наши палитры”
– эти метафоры относятся и к слову поэта. Именно эти поиски средств
безотказного воздействия поэтического слова на сознание, чувства, действия масс
и составляют важнейшую черту “творческой лаборатории” Маяковского.
Его слово, действительно, “полководец человечьей силы”, его голос –
голос эпохи. Герой поэзии Маяковского при ее сосредоточенности на судьбе
народа, судьбе миллионов — это поэт, образ которого обретает личность.
“Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем” – таково
“я” Маяковского в поэме “Хорошо!”. Это “я”
советского человека в наивысшем проявлении его убеждений и чувств. Высоко ценя
активность личности, он прекрасно понимает значение революционных событий для
формирования сознания, психики человека. Вот почему его послеоктябрьские поэмы
почти всегда многолюдны и событийны. В поэме “Хорошо!” нашел особенно
широкое применение принцип изображения советской действительности в
диалектическом единстве героического и повседневного, точнее, героического в
повседневном, обыденном. “Я дни беру из ряда дней, что с тыщей дней в
родне. Из серой полосы деньки”. “Тыщи дней” – это десять
послеоктябрьских лет. И почти каждый серенький день достоин войти в историю.
“Хорошо!” – поэма о любви. О любви к родине, преображенной революцией.
О преданности народу, ее совершившему. И о надежде, что история, которую отныне
творит народ, не будет больше безразлична к судьбе человека. Как увековечить
это? Нужны новые поэтические формы. Потому-то решительно заявляет поэт:

              Ни былин,

                  ни эпосов,

                      ни эпопей.

              Телеграммой

                  лети,

                      строфа!

              Воспаленной губой

                      припади

                            и попей

              из реки

                  по имени — “Факт”.

У Маяковского
события революции и послеоктябрьской истории страны, даже самые незначительные,
служат утверждению большой поэтической идеи. В поэме “Хорошо!” – это
идея возникновения нового, дотоле неизвестного человечеству государства,
ставшего для трудящихся подлинным отечеством. Оно еще очень молодо, отечество
трудового народа. Об этом ненавязчиво напоминают вкрапленные в ткань поэмы
ассоциации с юностью, молодостью. Это образ ребенка на субботнике, метафоры: земля
молодости, страна-подросток, весна человечества. Такой подход к фактам
действительности имел принципиальное значение. Реализм поэмы – это реализм
утверждения действительного мира, прекрасного и справедливого. “Жизнь
прекрасна и удивительна!” – таков лейтмотив послеоктябрьского творчества
Маяковского. Но, любовно подмечая ростки нового прекрасного в жизни страны,
поэт не устает напоминать и о том, что “дрянь пока что мало
поредела”, что еще “очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле
и вокруг”. Человеческим величием, страстной убежденностью, благородством
потрясает каждый стих, каждый образ последнего шедевра Маяковского, его
разговора с потомками – “Во весь голос”. Эта поэма – одно из самых
ярких и талантливых выступлений поэта в защиту социалистической направленности
творчества. Это не только разговор с потомками, но и исповедь-отчет
революционного поэта перед самой высокой инстанцией – центральной контрольной
комиссией коммунистического общества.

                   Явившись

                       в Це Ка Ка

                             идущих

                                 светлых лет,

                   над бандой

                       поэтических

                             рвачей и выжиг

                   я подыму,

                       как большевистский
партбилет,

                   все сто томов

                       моих

                             партийных книжек.

Партийность в
поэме-исповеди — это не только политический и эстетический, но и нравственный
принцип, определяющий главную черту поведения художника — бескорыстие, а
значит, и подлинную свободу.

                   Мне

                       и рубля

                              не накопили
строчки,

                   краснодеревщики

                              не слали мебель
на дом,

                   И кроме

                       свежевымытой сорочки,

                   скажу по совести,

                              мне ничего не
надо.

В этих
признаниях выражена твердая уверенность поэта в том, что борьба за коммунизм –
высший, поистине универсальный критерий прекрасного. Очищая нравственную
атмосферу от таких стимулов буржуазного мира, как корысть, карьеризм, жажда
личной славы, она создает условия для полного проявления художниками своих
способностей и талантов, способствующих расцвету искусства.

Все, сделанное
Маяковским в искусстве, – это подвиг величайшего бескорыстия. И как бы ни была
трагична личная судьба поэта, в истории всемирной литературы трудно найти
пример такого удивительного соответствия между потребностями эпохи, ее
характером и – личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного
историей для того времени, когда он жил и творил.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/