Содержание
Введение
1. Рождение нового идеологическоготечения — ваххабизма
2. Ваххабизм в Саудовской Аравии вконце XIX — середине ХХ вв.
2.1 Политика захватов Саудовскогоэмирата как естественное продолжение экспансии общины-племени
2.2 Движение ихванов — попыткагенерализации общинного принципа построения Саудовского государства
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Ваххабизм сравнительномолодое исламское религиозное течение. Оно образовалось в XVIII в.
Наибольшеераспространение ваххабизм получил почти на весь мусульманский мир: Аравийскийполуостров, Египет, Сирия, Иордания, Турция, Северный Кавказ, Поволжье,Азербайджан, Центральная Азия, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, Индонезия,Западная и Северо-Восточная Африка.
В работе рассматриваетсяваххабизм на примере Саудовской Аравии, так как распространение ваххабизмасвязано с историей этой страны.
Целью работы являетсяизучение ваххабизма в конце XIX — середине ХХ вв.
Задачи:
1. Охарактеризоватьпонятие ваххабизма;
2. Раскрыть наиболеехарактерные черты ваххабизма на примере Саудовской Аравии.
1. Рождение новогоидеологического течения — ваххабизма
Политическаяразобщенность общин, их экономическая неоднородность приводили кнеопределённости их религиозного, идеологического и юридического состояний. Воседлых оазисах до победы ваххабизма в зависимости от внутренних и внешнихусловий принимались различные направления суннитского ислама, шиизма, ибадизмаи зейдизма. Ситуация с кочевыми племенами была ещё сложнее. Гражданская община,как автономный социальный организм, сама вырабатывала особую, отличную отдругих религиозную систему. Её суверенитет требовал освящения племеннымибожествами, поклонение которым было средством сегрегации, выделениясоплеменников из общей массы. Отсутствие государственного регулирования человеческихвзаимоотношений требовало создания не только особого морального кодекса, но ипоявления племенных культов.
Местные святыни и общинныемагическо-анимистические верования стали преобладающими, в то время, как обще исламскийкульт отправлялся небрежно и формально. Разнородность местных верований икультов так же делала невозможным существование стабильного централизованногогосударства в Аравии. Для успешной реализации идеи создания централизованногогосударства местными правителями, видное место среди которых занимали Саудиды,было необходимо укрепить свою племенную опору религиозно-идеологическимобоснованием своих претензий.
Такое обоснование онинашли в учении Мухаммеда ибн Абд Аль-Ваххаба (XVIII в.). Его страстнаяпроповедь возврата к первоначальной чистоте ислама нашла подготовленную почву варавийском обществе. Основными принципами ваххабизма стали отвержение новшеств(“бида”), наслоившихся в системе идей за длительное время развития религии.Догматика Мухаммеда с точки зрения мусульманина верна, в ней не было видимыхпротиворечий с Кораном и сунной. Однако сверх ортодоксальность и отвержениеобщепринятых изменений ставило ваххабитов в положение секты, с её характернымсегрегационным подходом к последователям других течений. В соответствии с ихпредставлениями не ваххабиты являлись много божниками. Все, кто не последовалих учению, считались неверным. Практика ваххабитов имеет много примеровжестокого фанатичного отношения к остальным мусульманам.
Учение носило общинныйхарактер. Возврат к исламу времён пророка Мухаммада стал освящениемсоциально-политического устройства гражданской общины, накопившей достаточныйзаряд для внешней экспансии. Тенденция к расширению своего влияния, перманентноимевшаяся в общине-племени нашла своё духовное выражение. Ваххабизм закреплялединство и равенство членов общины.
“Арабы равны арабам, ипротивоположная практика, которая распространена в ряде стран, простосвидетельство гордыни… и является верной причиной большого распутства”,-писал Абдалла ибн Мухаммед ибн Абд Аль-Ваххаб.
Начало политическойистории ваххабизма было положено союзом заключённым около 1744 г. между Мухаммедом ибн Абд Аль-Ваххабом и Эмиром Эд-Диръии Мухаммедом ибн Саудом из родаСаудидов. Эмир и шейх обязались совместно бороться за победу единобожия.
Затем этот союз спотомками вероучителя, поддерживался и возобновлялся всеми саудовскимиправителями первого государства (1745-1811), второго государства (1843-1865), атакже основателем современного королевства Саудовская Аравия Абд аль-Азизом ибнСаудом.
С точки зрения отношенийс внешним миром и с не ваххабитами внутри страны это государство было сектантским,с точки зрения же внутренней структуры, роли и значения религии, оно вполнесоответствовало суннитской традиции. Религия инкорпорировалась в его систему.
Единство крови и единствоверы становились основными социально-политическими связями и основамитрадиционного саудовского государства. Племенная стратификация соотносилась срелигиозной. Последняя выдвигала улемов-богословов на особую роль в умме — общине ваххабитов. Сам факт заключения союза между Саудидами и вероучителем иего потомками — родом Ааль Аш-Шейх, подтверждал это.
В отличие от другихгосударств ваххабитские улемы, особенно на первых этапах развития государства,были поставлены в особое положение. Религиозные деятели занимали не толькоопределённые оплачиваемые должности (муфтий, кади, факих или маазун), но ихверхушка, особенно семейство Ааль аш-Шейх, была инкорпорирована в политическуюэлиту ваххабитской общины. Государство напрямую использовалось для организациирелигиозной жизни. Улемы также занимались разрешением политических проблем. Поих мнению, религия без поддержки государства находилась в опасности, агосударство без дисциплины освящённого религией закона становилось тиранией ине имело морального права расширять свою власть на земли соседей.
В Саудовском государствеэти два принципа сливались. Мухаммед Ибн Абд Аль — Ваххаб принял титул имама,став главой ваххабитской общины. Но власть распределялась между двумяавторитетными группами: улемами — хранителями священного закона и светскимигосударями — обладателями рычага насилия, необходимого для проведения этихзаконов в жизнь.
2. Ваххабизм в СаудовскойАравии в конце XIX — середине ХХ вв2.1 Политика захватовСаудовского эмирата как естественное продолжение экспансии общины-племени
Государство Саудидов былосоздано в ХIХ в. и затем воссоздано в начале ХХ в. путем насильственногообъединения племен и оседлых общин. Подобная экспансия шейхских или эмирскихдомов, опиравшихся на коллективную военную силу племени или союза племен неявлялась чем-то уникальным в северо-аравийской истории. Она естественновытекала из внутренней структуры племени — объединения независимых, гражданскии юридически полноправных, действительных или мнимых сородичей.
Для поддержаниястабильности их индивидуальных хозяйств, племя было вынуждено искатьдополнительные источники прибавочного продукта, используя военную силусвободных соплеменников. Успешная экспансия укрепляла общину, осуществлявшуюеё. Однако местные государственные образования были неустойчивыми, онивозникали, расширялись, сокращались и уничтожались в зависимости от изменениявнутри аравийского баланса сил или вмешательства иностранных сил.
Экспансия кочевых племёносуществлялась в различных формах. Одной из них являлся военно-политическийсоюз.
Вокруг одного шейхскогорода, представлявшего сильнейшую общину, объединялись племена, связанные друг сдругом генеалогическими (действительными или мнимыми) связями. Главной задачейтакого объединения было урегулирование взаимоотношений между отдельными егочленами, вопросов войны и мира, использования пастбищ, охраны стад и т.д..
Лидирующий шейхский кланобъединений часто устанавливал жесткую систему властных отношений внутри его,образуя своеобразный кочевой эмират. Например, в ХХ в. такой эмират былсформирован родом Шааланов из племени руала на основе различных аназскихплемён. При Нури аш-Шаалане на рубеже веков союз достиг своего политическогооформления. Хотя важнейшие решения принимались советом шейхов племён, Нурипрактически присвоил себе право единолично объявлять войну и т.д. Титул “шейхашейхов”, который традиционно принадлежал руководителю союза, был дополнен в 1912 г. титулом эмира.
Неустойчивость иэфемерность характера племенных объединений (эмиратов) показало исчезновениеобъединения Шааланов в 1922 г., когда их центр Аль-Джауф был захваченсаудовскими войсками.
Более прочные позициизанимали эмирские дома, которые с опорой на кочевников захватывали власть воазисе или городах Аравии. К таким домам относились Саудиды в Эд — Диръии и сХIХ в. в Эр — Рияде, Рашидиды в Хаиле и другие. Они создавали особые рычагиуправления в оазисах, используя и дружины наёмников, и рабов, ивольноотпущенников. Однако главной опорой и источником их власти былибедуинские племена. Дети семей шерифа Мекки воспитывались в среде бедуинов, гдеони приобретали необходимых для будущего правления союзников. Упорно подчёркивалисьвсеми правителями бедуинское происхождение, шейхский характер их родов. Всё этодоказывает, что источник власти эмиров в городах и оазисах, находился вне ихнепосредственной территории — в кочевом племени. За жителями оазисовзакрепилось название “райя” — подданные, для них эмир был правителем — государем.Но одновременно с этим он был “шейхом шейхов”, лидером общины кочевников, гдеего задачей было поддержание силы племени за счёт различного рода подарков ипожертвований.
Двойственный характервласти правителей оазисов не позволял им создать крупное централизованноегосударство. Для этого требовалось бы установить гегемонию одного племени впустыне, что было невозможно в связи с внутренней структурой и организациейпроизводства общины. Любое расширение власти эмиров вызывало нарушениеестественного состояния неустойчивого политического равновесия в пустыне.Преобладающая тенденция к поддержанию такого равновесия сводила на нет всеусилия по созданию крупных государственных объединений и сдерживала амбициимелких правителей.
Первое десятилетиесуществования третьего государства Саудидов было временем собирания земель ивосстановления власти династии. После удачного набега Ибн Сауда на Эр-Рияд вянваре 1902 г., в борьбу включился его отец Абд Ар-Рахман. Его усилиями былипокорены области Васм и Судейр. В 1904 г. Ибн Сауд захватил Анайзу и Бурайду — оазисы расположенные вблизи Саудовской столицы. Этот захват раскололвладения основного противника — эмирата Джабаль-Шаммара.
Внутри аравийская борьбаза власть не привлекала особого внимания мировых держав, которые обращали своивзоры на более важные районы. Несмотря на то, что в Лондон, Берлин, Париж иСанкт-Петербург поступали сведения о рождении нового государства,непосредственного вмешательства во внутри аравийские дела не последовало. Всеэто позволило Ибн Сауду, используя военные и дипломатические методы, одержатьряд побед над своим основным противником. В 1904 г. Ибн Сауд с переменным успехом провел ряд сражений с армией Рашидидов, поддерживаемых туркамивблизи Букайрии.
Не добившись разгромаДжабаль-Шаммара Ибн Сауд выиграл дипломатически. В мирном договоре он былпризнан как эмир Эр Рияда под турецким суверенитетом, что уравняло его в правахс Рашидидами.
За миром последоваласерия военных сражений, и в 1906 г. Абд аль-Азиз бен Рашид был убит. Новыйправитель Джебель Шаммара признал права Саудидов на весь Неджд. Захватыриядского эмира не означали окончательного включения покоренных земель в составгосударства.
Столь же традиционнымибыли дезинтеграционные тенденции. Покоренные племена и города противилисьэкспансии одной общины. В первые годы существования третьего Саудовскогогосударства постоянной проблемой была лояльность правителей Бурайды. В 1907 г. могущественное племя мутайр под руководством Фейсала Ааль ад-Давиша перешло на сторону Рашидидов,Ибн Сауд во главе воинов из племени атайб нанес им поражение и получил клятвуверности, но в том же году ему вновь пришлось использовать военную силу дляпокорения мутайров.
В 1908 г. эмир окончательно сломил сопротивление Бурайды, назначив ее эмиром представителя лояльногоему рода Судейри. В 1909 г. возникли проблемы с некоторыми провинциями эмирата,часть бедуинских племен откочевала в соседние владения. Однако самым серьезнымиспытанием для эмира, стало восстание его родственников- детей старших братьевотца Ибн Сауда, которые пытались оспорить его права на трон. Не приняв лидерствомладшей ветви дома, они вначале связали свою судьбу с Рашидидами. В 1906 г. Ибн Сауд, разгромив шаммаров, захватил трех из них, перевез в Эр-Рияд и позволил остаться придворе. В 1910 г. двое племянников пытались отравить эмира, а затем, опираясь наплемя аджман и некоторых других, подняли восстание. Вплоть до 1916 г. они угрожали власти Ибн Сауда, пока последний из них — Сауд Кабир не капитулировал.
Однако наибольшую угрозудля эмирата начал представлять шериф Мекки Хусейн, который получил этудолжность в 1908 г. после долгих лет изгнания в Стамбуле. В конце лета 1910 г. шериф вторгся в Неджд, пленя брата эмира Саада. Ибн Сауд вынужден был принять тяжелые условиямира.
Постоянные измененияполитической ориентации племен и оседлых общин, нарушениявоенного-политического баланса в результате внешних вторжений также былипривычны в Аравии. Ибн Сауд попытался в русле традиционности разрешить этупроблему.
ваххабизм экспансияэмират ихван2.2 Движение ихванов — попытка генерализации общинного принципа построения Саудовского государства
Около 1910 г. духовный наставник эмира Абд Аллах бен Абд Аль-Латиф бен Абд Аль-Ваххаб, Абд Аль-Карим и кадииз Хуфуфа Иса сформулировали несколько идей, суть которых заключалась в том,что возникла необходимость создать обще ваххабитское братство всех подданныхИбн Сауда, в котором бы строго соблюдались предписания ислама. Так былавыработана идеология новой политики Ибн Сауда — движения ихванов. Все кочевыеплемена должны были через своих лидеров признать Абд аль-Азиза имамом и эмиромв одном лице.
Ваххабитский ислам как бывозрождался, распространялся до самых отдаленных уголков пустыни, егопредписания становились внутренней обязанностью правоверных, ибо подкреплялисьвластью государства.
Само название — ихваны(братья) свидетельствовало о формировании новой социальной связи, котораяотменяла в теории родоплеменные узы. “Ваххабит не должен быть близок с не ваххабитом,хотя бы тот был его ближайший родственник”. Примкнувшие к движению, сохраняясвязь со своим племенем, стали занимать особое положение по отношению к соплеменникам.Новое объединение ставило их выше общины. Даже в быту имелись свои отличия.Ихваны носили белую чалму, они отдельно принимали пищу, не должны были отвечатьна приветствие соплеменника – не ихвана.
Вначале в духе суннитскойтрадиции государь-эмир “запустил” механизм движения. Шейхи крупных племен былисобраны в Эр-Рияде, получили дома, и не имели права покидать столицу безразрешения эмира. А по племенам были разосланы религиозные проповедники(“мутаввы”), которые стали распространять идеи таухида. Суннитское включениерелигии в государственную структуру в этих действиях проявлялось вполнеочевидно.
Вместе с этим, будучизапущенным, движение начало автономно развиваться по своей логике. Внутренниеморально-религиозные нормы заменили ихванам государственные законы. Особыйсектантский суверенитет начал играть сегрегативную функцию.
Ихваны, поселившиеся вособых поселениях (“хиджрах”), стали пунктуально соблюдать религиозные нормы.Их основным занятием, помимо прививаемого земледелия, стала священная война(“джихад”).
Жители хиджр(“мухаджиры”) стали “белым ужасом Аравии”. Они силой оружия вводили законышариата и заставляли непокорных подчиняться воле имама — эмира.
Движение ихванов сталоосновной опорой Ибн Сауда в деле государственного строительства. В нем былареализована идея “обобществления” общины.
Специфика гражданскойобщины Аравии заключалась в том, что она рождалась на основе кочевого типахозяйства, сама технология которого требовала постоянного перемещения впространстве и не могла обеспечить стабильности, связывала ее с оседлыми истабильными общинами оазисов и городов.
В движении ихванов ИбнСауд попытался преодолеть эту нестабильность путем не только создания военныхпоселений (“хиджр”), но и путем замены кочевого хозяйства на оседлое земледелие.С точки зрения религии движения ихванов можно рассматривать как попыткувоссоздания идеала “лучшей” общины — уммы пророка Муххамада. Но этовоссоздание, с другой стороны, отрицает свой источник — кочевую общину.Старинные привилегии племен — грабительские набеги были запрещены. Их сталижестоко наказывать, что привело к переселению некоторых объединений в Ирак иСирию. Шейхские дома лишились многих своих привилегий, (освобождение от уплатызакята, взимание хувы и так далее).
Уже в 1913 г. Ибн Сауд опирался преимущественно на бедуинов, но и включив в состав своего войска ихвановзахватил Эль-Хасу, превратив свой эмират в державу Персидского залива.
С началом мировой войныглавным военным противником Ибн Сауда стал Сауд ибн Салих-эмир Джабаль-Шаммара,который традиционно был верным вассалом турецкого султана.
Серия стычек и сраженийне решила исхода этой борьбы, пока войска эмиратов не встретились у колодцаДжираба в январе 1915 года. Хаильский правитель выступил во главе армииукомплектованной воинами из племени шаммаров. Войско Ибн Сауда было составленоиз ихванов племен мутайр, аджман, субай и сухуль. Всех их объединяло ваххабитскоеединобожие и идея о рае, который ждет их после смерти. После битвы Рашидиды нанесколько лет были исключены из активной аравийской политики.
Решающую роль армияихванов сыграла в борьбе Ибн Сауда и шерифа Мекки Хусейна, когда в результатеразвала османской империи последний стал претендовать на роль “короля всехарабов”. В 1919 г. между Хиджазом и Недждом разгорелась борьба за оазисЭль-Хурма. Сын шерифа Абдалла в мае выступил в сторону Эр-Рияда. Решающая битвасостоялась в Турайбе. Ибн Сауд впервые целиком положился на ихванов. Для этойзадачи были избраны подразделения из хиджры Эль-Гатгата во главе с Султаном ибнБиджадом. Они показали себя надежной дисциплинированной силой. Из 500 регулярныхсолдат сына шерифа осталось только трое, а из 850 хиджазцев — 150.
К ихванскому движениюбыло привлечено племя мутайр, имевшее давние связи с эмиром Кувейта. Подпредлогом распространения единобожия мутайры получили прекрасный повод грабить“безбожных кувейтцев”.
Следующим объектомихванской агрессии стал ослабевший Джебель-Шаммар. В 1921 г. Ибн Сауд лично во главе войска ихванов с их военачальником Фейсалом Ааль ад-Давишем захватилстолицу Хаиль.
В это время началипроявляться противоречия между Ибн Саудом и ихванами, для которых джихад иперманентная экспансия стали смыслом жизни. Эмир строго запретил любоемародерство и репрессии против шиитов Джабаль-Шаммара.
Основным же направлениемихванской экспансии стал Хиджаз. Святые Мекка и Медина стали мечтой ихванов. Виюне 1924 г. в Эр-Рияде вожди ихванов и племен в присутствии отца Ибн Сауда АбдАр-Рахмана решили, что ограничения на хадж, введенные для ихванов правителямиХиджаза являются незаконными и противными исламу.
Несколькими днями позжеоколо 3 тыс. ихванов во главе с Султаном бен Биджадом и Халедом бен Луваемподошли к летней столице Хиджаза Таифу и изгнали из нее сына шерифа Али. Воктябре 1924 г. та же учесть постигла Мекку.
В декабре 1924 г. Абд Аль-Азиз вошел в Мекку. Он вступил в город как простой паломник во главе войскаихванов-паломников. Подчеркнутое уважение святыням и сдерживание ихванов сталоновым моментом политики эмира, заявившего:
“Первое. Моей самойбольшой заботой будет очистить этот священный район от тех врагов религии,которых ненавидит весь исламский мир, а именно от Хусейна, его детей, егопоследователей.
Второе. Вопрос о будущемэтой священной земли будет урегулирован затем путем консультаций средимусульман. Мы уже уведомили всех мусульман, попросив их направить своихделегатов для того, чтобы созвать общую исламскую конференцию для определенияформы правления, которую они сочтут нужной для того, чтобы проводить решенияАллаха в этой чистой земле.
Третье. Правовой базойХиджаза будет Коран — то, что спущено (с небес) с посланником Аллаха и то, чтоулемы ислама установили путем кияса (аналогии).
Четвертое. Мы сообщаемкаждому из числа богословов этой земли или из тех, кто был занят раньше вобслуживании святынь, что они останутся здесь, как и раньше”. Захват Хиджазастал кульминацией движения ихванов. Государственные интересы заставили ИбнСауда подчинить их и включить в систему нового королевства, обуздать ихфанатизм, вернуть в русло обще суннитской линии. Племена стали в политике ИбнСауда и его преемников центральной опорой правящей династии, важным источникомвласти, носителями особого саудовского стиля жизни и хранителями традиции.
Иерархия племен ихитросплетения запутанных племенных отношений стали одними из ключевыхэлементов саудовской политики.
Ибн Сауд особое вниманиеуделял семейным связям, которые усиливали его власть в королевстве. Его кузены,одного с ним возраста и опыта, становились преданными помощниками. Другиеродственники короля стали советниками. Однако главным способом обеспечениялояльности были браки самого Ибн Сауда. Он никогда не превышал лимит в четырежены, хотя позднее “позволял себе определенные вольности в подобных вопросах несовсем строго по правилам”. Кроме законных жен, у него было много наложниц,проживавших в отдельных домах. Ибн Сауд цементировал свои отношения спокоренными кочевниками путем заключения бесчисленных браков и временных союзовс дочерьми шейхов покоренных племен. Когда Ибн Сауд умер в 1953 г. он оставил более 40 сыновей. Его семейные связи образовали сложную сеть, опутавшую аравийскихкочевников.
Ибн Сауд принял титулшейха шейхов (“шейх аль-машаих”), подчеркивая тем самым связь своей власти страдиционными лидерами. Демократизм кочевой общины отразился на всех устояхсаудовского государства. Несмотря на всю силу власти Ибн Сауда, самые беднейшиеиз бедуинов, т.е. полноправные члены племени, могли запросто без каких-либотитулов обращаться к нему.
Чрезвычайное значение дляАбд Аль-Азиза играл его личный авторитет. Это авторитет потомка благородногобедуинского рода. В нем воплотился идеал кочевника, мужественного воина,справедливого судьи. Его великодушие, государственная мудрость, строгость висполнение предписаний ислама, сексуальная сила дополняли образ лидера,которому подчинялись не только в силу признания его как правителя.
Рядовые подданныесаудовского эмира были не просто данниками. Они сами составляли государство.Так же, как Ибн Сауд был шейхом шейхов, его государство было общиной общин. Этоозначало, что члены этой специфической гражданской общины непосредственноучаствовали в выработке политических решений. Их мнение выражалось с помощьютрадиционных методов.
Для любых серьезныхполитических шагов Ибн Сауду или его предшественникам требовался консенсусподданных, даже если этот консенсус реально достигался только среди племеннойаристократии.
Одним из традиционныхметодов выработки такого консенсуса были советы, которые ежедневно держал эмир,король с лидерами племен и богословами. Традиция этих советов (Маджлис аш-Шура)сохранилась до настоящего времени.
На советах не толькоформулировались, оформлялись политические решения, эмир имел возможностьпроконтролировать исполнение ранее предпринятых шагов. Власть путемиспользования этого традиционного института получала возможность получитьобратную связь с обществом, совершенно необходимую для любой стабильнойполитической системы.
Одним из компонентовтрадиционной политической структуры оставались улемы. Ибн Сауд всегда проявлялвнешние почитание и уважение по отношению к богословам. Они обязательноприсутствовали на ежедневных советах правителя, играли важную роль привыработке решений.
Таким образом, в отличиеот других государств ваххабитские улемы, особенно на первых этапах развитиягосударства, были поставлены в особое положение. Религиозные деятели занималине только определённые оплачиваемые должности (муфтий, кади, факих или маазун),но их верхушка, особенно семейство Ааль аш-Шейх, была инкорпорирована вполитическую элиту ваххабитской общины. Государство напрямую использовалось дляорганизации религиозной жизни. Улемы также занимались разрешением политическихпроблем. По их мнению, религия без поддержки государства находилась вопасности, а государство без дисциплины освящённого религией закона становилосьтиранией и не имело морального права расширять свою власть на земли соседей.
В Саудовском государствеэти два принципа сливались. Мухаммед Ибн Абд Аль — Ваххаб принял титул имама,став главой ваххабитской общины. Но власть распределялась между двумяавторитетными группами: улемами — хранителями священного закона и светскимигосударями — обладателями рычага насилия, необходимого для проведения этихзаконов в жизнь.
Заключение
Основателем ученияваххабизма был Мухаммеда ибн Абд Аль-Ваххаба (XVIIIв.).
Наибольшее распространениеваххабизм получил начиная с ХХ в.
В работе наиболееподробно рассмотрен ваххабизм в Саудовской Аравии.
В отличие от другихгосударств ваххабитские улемы, особенно на первых этапах развития государства,были поставлены в особое положение. Религиозные деятели занимали не толькоопределённые оплачиваемые должности (муфтий, кади, факих или маазун), но ихверхушка, особенно семейство Ааль аш-Шейх, была инкорпорирована в политическуюэлиту ваххабитской общины. Государство напрямую использовалось для организациирелигиозной жизни. Улемы также занимались разрешением политических проблем. Поих мнению, религия без поддержки государства находилась в опасности, агосударство без дисциплины освящённого религией закона становилось тиранией ине имело морального права расширять свою власть на земли соседей.
В Саудовском государствеэти два принципа сливались. Мухаммед Ибн Абд Аль — Ваххаб принял титул имама,став главой ваххабитской общины. Но власть распределялась между двумяавторитетными группами: улемами — хранителями священного закона и светскимигосударями — обладателями рычага насилия, необходимого для проведения этихзаконов в жизнь.
Список использованнойлитературы
1. Алексеев С.В.,Елисеев Г.А. Все религии мира: Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2007.- 592. с.
2. Ислам: Краткийсправочник. — 2-е изд. — М.: Наука, 1986. — 139 с.
3. Ислам и политика(Взаимодействие ислама в станах Ближнего и Среднего Востока). — М.: Крафт,2001. — 416 с.
4. Милославский Г.В.Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (К эволюциивозрожденческого течения в исламе) // Ислам и политика (Взаимодействие ислама в станах Ближнего иСреднего Востока). — М.: Крафт, 2001. — С. 70-86
5. Лукоянов А.К.Игры в «ваххабизм» // Ислам и политика (Взаимодействие ислама в станах Ближнегои Среднего Востока). — М.: Крафт, 2001. — С. 99-113