Произведенияромантиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами иявлениями, которые в них описываются, скрывается еще что-то невысказанное,недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского «Море». Поэтрисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картиныисполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба,и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразуоно успокаивается и после нее. Четырехстопный амфибрахий в стихах элегиипередает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенное в началестихотворения «безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа,прекрасного, спокойного моря. А вот описание бури: «Ты бьешься, ты воешь, тыволны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». При чтении создаетсяиллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Но как ни прекрасно само по себеморе, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, чтоЖуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляетсяему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе«глубокую тайну». Отсюда – метафоры, сравнения, олицетворение: море «дышит»,оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой». Поэт обращается к мору свопросом, словно к человеку:
Чтодвижет твое необъятное лоно?
Чемдышит твоя напряженная грудь?
Ответна этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моряраскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе,как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат,разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно, вот почемуморе тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и«дрожит за него». Автор через описание природы показывает нам свои переживания.В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого «я». Настроениеавтора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живетвместе с ней. И когда читаешь строки: «Ты живо: ты дышишь смятенной любовью,Тревожною думой наполнено ты», понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта,пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу. Жуковскийолицетворяет море, и вот перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшиенюансы чувств героя. Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которыевозникают при взгляде на это «необъятное лоно». И здесь возникает мотив,присущий многим произведениям Жуковского, – мотив двух миров. Его можно яркоувидеть и в балладах, и в лирике автора. Первый из них – земной, греховный,низкий, а второй – возвышенный, небесный. Тогда получается, что за тем фактом,что небо отражается в воде, мы видим и другой, что море и есть отражение тоговторого, лучшего мира:
Тыльешься его светозарной лазурью,
Вечерними утренним светом горишь,
Ласкаешьего облака золотые
Ирадостно блещешь звездами его.
Новот мир меняется: какая-то высшая сила нарушает установившуюся гармонию,возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожными начинает борьбу. Возможно, такая же борьба двух начал происходит и в душепоэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский: И мглаисчезает, и тучи уходят… Но отпечаток бури остается, и море еще долговолнуется, вспоминая об этом. Так и память человека, пережив несчастье, нескорозабудет о нем. Теперь перед читателем предстает совсем другое море –обманчивое. И если с виду оно такое же красивое и спокойное, то на самом делеполно страха, смятения. Образ моря становится символом неволи, тоски.Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихотворениестановится живым, единым. Автор заворожен представшим перед ним видом, на одномдыхании рассказывает о событии, длящемся не один час. Он не изображает намвидимые явления, а показывает динамику чувств. Разум имеет дело лишь свидимостью. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания,доступные только интуиции, нравственному чувству. Поэтому Жуковский исосредоточен на чувствах души, что на них откликается «незримая душа» природы.Прочитав это стихотворение до конца, понимаешь, что перед тобой действительноэлегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, вжизни. Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью.Автор заставляет читателя слышать и видеть развернувшуюся картину. Жуковскийвыразил все то, что было у него на душе. И в этом, бесспорно, ему помоглаприрода. В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море – символ душичеловека. Природа необходима Жуковскому, чтобы глубже понять тончайшие переливыдуши человеческой. У Жуковского получилось оригинальное, необыкновенной красотыпроизведение. Белинский писал: «Трепет объемлет душу при мысли о том, из какогоограниченного и пустого мира поэзии в какой бесконечный и полный мир ввел оннашу литературу, каким содержанием обогатил и оплодотворил он ее…»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/