«Все величие в романе отданоей…»(образ Сони Мармеладовой)
План.
Двеидеи – бунт и смирение.
ПутьСони Мармеладовой
Причинывыбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой
Вера
Надежда
Любовь
СоняМармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина.Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищаетсяею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно этозвучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасениячеловечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на еезанятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героевна положительных и отрицательных, то Раскольников будет где-то посередине, аСоня в самом центре чаши весов праведных дел. В своей записной книжке Достоевский как-тоотметил: «Две великие идеи — бунта и смирения, обе требуют подвига».Бунт или смирение (символически — топор или крест) — основная мировоззренческаяпроблема писателя и его героев.
В романе «Преступление и наказание» бунт выбралРаскольников, смирение — Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта, исмирения — тема многочисленных споров, продолжающихся и по настоящее время.
СмирениеСони Мармеладовой – это смирение в чистом виде, как искусство ради искусства.Это смирение не ищет причин и следствий, не задается глобальными вопросами, онопросто есть, это смирение, существует как аксиома, как непреложная истина, каквсеобщий мировой закон. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, она не толькоприобщает его к этому смирению, но и показывает, что именно это путь кочищению.
Нестоит думать, что Соня Мармеладова слаба душой, ибо не смогла сопротивлятьсявнешним обстоятельствам. Она очень сильная личность, и может быть, именнопотому, что она так сильна, она смогла «пойти по желтому билету», пожертвоватьсобой ради других, а не броситься с моста в реку, как предлагает Раскольников:«Да скажи же мненаконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такаянизость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствамисовмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было быпрямо головой в воду и разом покончить!» Смирение не педполагает самоубийства. И это лишний разпоказывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой. И хоть они и на разныхчашах весов с Раскольниковым, все же эти чаши уравновешены, так как по силехарактера они равны.
Интереснопроследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Вообще,София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”.И, действительно, в душе СониМармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и вБиблии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ СониМармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь,воительниц. Фамилия Мармеладова тоже может нам о много рассказать. Это иирония, связанная со «сладкой» жизнью семьи Мармеладовых, и сон в котором какбы все время пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе.Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Наежды и Любви. Иименно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Посмотрим,как развивается это в романе.
Вера– это основная составляющая жизни Сони. Без веры она слаба и беспомощна, вместес нею – она сильна и мужественна. Именно из уст Сони мы слышим притчу о Лазаре,именно вера Сони Мармеладовой спасает Раскольникова. Ибо в Сонечке так многоэтой веры, что она распространяется на всех: «- А тебе бог что за это делает? — спросилон, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькаягрудь ее вся колыхалась от волнения. — Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..- вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него». Соня неможет защитить себя, а вот свою веру она готова защищать до последнего вздоха,и если надо пойдет за нее на костер. Наверное такими как Соня Мармеладова былипервые христианские мученики, умиравшие за веру. И Соня тоже мученица, ибо онаприносит себя в жертву на алтарь своей семьи и других людей, но жертва эта неоценена никем из них. Слова Мармеладова, вымаливание прощения на коленяхКатериной Ивановной – это внешние проявления принятия этой жертвы. Но всю больи прелесть ее могли осознать только Раскольников и господин Свидригайлов,который с Раскольниковым «одного поля ягоды». Эту жертву могут оценить люди,которые также переступили через себя, пережили внутренний слом. Соня знает, какэто тяжело, поэтому первые ее слова, после признания Раскольникова в убийстве,это: «Что вы, что выэто над собой сделали!»Именно над собой, потому что Раскольников совершил прежде всего духовноесамоубийство, а это, по мнению Сони, самый худший из грехов.
Нотам где живет вера, там живет и надежда, неразлучная сестра ее. Надежда этатоже всепоглощающа и величественна, ибо это надежда на грани веры. Соня верит,что Раскольников раскается, Соня верит, что Екатерина Ивановна хорошая, верит,что Полечка не пойдет по тому же самому пути, что и она. И еще Соня надеется изнает, что за муки и страдания на этом свете, обязательно воздаться в следующейжизни, хотя может быть этой будущей жизни вовсе нет, но где-то в глубине душиСоня надеется, что и она вместе с Лизаветой «Бога узрит». И ее надеждаоправдывается в конце, когда она понимает, что Раскольников любит ее: «Как это случилось, он и сам незнал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Онплакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и вселицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Нототчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечноесчастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечнолюбит ее и что настала же, наконец, эта минута…»
Пролюбовь разговор особый. Соня Мармеладова – это, вообще, синоним любви. Когда мыпросто слышим упоминание ее имени, сразу же на ум приходит одно слово – любовь.Автор дает нам пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, которую испытываетСоня Мармеладова. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она дажекакая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет всеее существо, но никогда не выходит наружу в виде слов, только в виде поступков.Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся горемыкаМармеладов преклоняется перед нею, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падаетперед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоряуже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила. Соня Мармеладовавидится нам как высшее существо, сочетающее в себе только эту любовь вкупе сверой и надеждой. Она как праматерь всего человечества, когда люди еще быличистыми и светлыми и были равны Богу. Поэтому святых и называютравноапостольными. И мы все, читатели, испытываем чувство трепета, читаястраницы романа, посвященные Соне Мармеладовой, точно также как она испытывалатрепет, читая о Лазаре: «Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, ичувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл;торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней,потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе:«не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос,горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев,которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают иуверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчасуслышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, иона дрожала от радостного ожидания.» Вот так и мы дрожали от радостного ожидания, когда, наконец, наСоню снизошло величайшее чудо, которое только может случится на этом свете – ееполюбили, и она возродилась к жизни как Лазарь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.easyschool.ru/