"Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей…"

“…”
Размышления над страницами романа Б. Л.Пастернака “Доктор Живаго”
Чтоже за “пакость” сделал своей стране этот человек? Почему за ним “шум погони”?Оказывается, он посмел опубликовать за рубежом давно написанный роман “ДокторЖиваго”, который на родине никто не хотел печатать. Чиновники от литературыбоялись, что он расшатает устои Советского государства.
Очем же этот “крамольный роман”? О судьбе личности, захваченной бурей, вихрем,метелью революционных лет:
Мело,мело по всей земле
Вовсе пределы…
Какпохоже на блоковское “ветер, ветер на всем белом свете…”. Революционныесобытия предстают в романе во всей их обнаженной сложности. Они не укладываютсяв голые хрестоматийные схемы общепринятых описаний в учебнике истории.
Вцентре романа образ Юрия Андреевича Живаго. Пастернак и в прозе остаетсялириком. Многие страницы “Доктора Живаго” автобиографичны, особенно те, чтопосвящены поэтическому творчеству; ведь врач Юрий Живаго — тоже поэт. “Переднами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака… Это духовнаяавтобиография Пастернака”, — утверждает Д. С. Лихачев. И с этим трудно несогласиться.
ЮрийЖиваго — собирательный образ русской интеллигенции, которая не без колебаний идуховных потерь приняла революцию. Трагедия Живаго — в постоянных сомнениях иколебаниях, однако в нем есть решимость не поддаваться соблазну однозначных инепродуманных решений. Он стоит как бы “над схваткой”, ощущая громадностьсовершающихся помимо его воли несущих его событий. Его восприятие революционныхлет, как мне кажется, очень созвучно восприятию волошинского лирического герояиз стихотворения “Гражданская война”:
Ая стою один меж них
Вревущем пламени и дыме
Ивсеми силами своими
Молюсьза тех и за других.
СобытияОктябрьской революции входят в Живаго, как входит в него сама природа, он ихчувствует, слышит, но не осмысляет логически, не хочет осмыслять, онвоспринимает их как природный катаклизм, историческую трагедию России: “Такбыло уже несколько раз в истории. Задуманное идеально, возвышенно, — грубело,овеществлялось. Так Греция стала Римом, так русское просвещение стало русскойреволюцией”.
Чтотакое Россия для интеллигента Юрия Живаго, который гибельно заблудился вреволюции и оказался между двух лагерей, точно так же, как он метался междудвумя женщинами — Ларой и Тоней, каждую из которых он любил особой любовью?Россия — это прежде всего живое чудо Природы. Она тоже соткана из противоречий,полна двойственности. Живаго любит Россию, и эта любовь вызывает в нембеспредельное страдание: “… Россия, его несравненная, за морями нашумевшая,знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая,с вечно величественными и гибельными выходками, которых никак нельзяпредвидеть!..” Поразительная по точности характеристика, в которой слилисьвоедино и боль и любовь. И опять вспоминается волошинское: “горькая детоубийца— Русь!”
Ввосприятии исторического процесса, судя по роману, Пастернак был последователемЛ. Н. Толстого, отрицавшего роль личности в истории и во многом фаталистическивоспринимавшего ее ход. Историю никто не делает, ее не видно, как нельзяувидать, как трава растет, все происходит помимо воли человека — таковоубеждение Пастернака. В этом отношении характерно сопоставление в романе судебАнти-пова/Стрельникова и Живаго.
То,что они оба связаны с Ларой, вовсе не случайно. Из классической литературы намизвестно, что некоторые женские образы олицетворяют собой Россию. Например,Татьяна Ларина у А. С. Пушкина, Татьяна Марковна Бережкова в “Обрыве” И. А.Гончарова, русские женщины Некрасова, тургеневские девушки и т. д. Можносказать, что Лара — это тоже Россия, сама жизнь. “… Чистейшая, как хрусталь,сверкающая, как камни ее свадебного ожерелья — Лара Гишар. Очень вам удалсяпортрет ее, портрет чистоты, которую никакая грязь… не очернит и незапачкает… Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другиегерои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное…” — писал обэтой героине Варлам Шаламов. Следовательно, в противопоставлении Живаго —Стрельников ощущается символический смысл. Жестокий, волевой Стрельников воюетна стороне красных. Тонкая, наблюдательная Лара отмечает, что от этого“… живое человеческое лицо его стало олицетворением, принципом, изображениемидеи”. Его бронепоезд беспощадно подавляет всякое сопротивление революции, ноон бессилен ускорить или замедлить ход событий. И в итоге судьба военспецаАнтипова/Стрельникова, выброшенного из жизни, и судьба Юрия Живаго почтиодинаковы:
Нопродуман распорядок действий,
Инеотвратим конец пути…
Продуманза них кем-то другим, они оба втянуты в водоворот жизни.
Обэтом философские размышления в стихах Юрия Живаго — Бориса Пастернака,помещенных после эпилога романа. И все-таки, вопреки всему, они полны веры вподлинную ценность силы духа и “тайной свободы” человека, всюду остающегосясамим собой.
Встихах отразилось также пастернаковское определение творчества — символическийобраз зажженной свечи.
Ивсе терялось в снежной мгле,
Седойи белой.
Свечагорела на столе,
Свечагорела…
“Свечагорела” — таково было одно из первоначальных названий романа “Доктор Живаго”.Через все перипетии века светит нам эта свеча… Огонь ее проникал и проникаетв души тех, кому пастернаковское творчество освещает жизненный путь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/