Жанровые и композиционные особенностиромана И.С. Тургенева «Отцы и дети»
“Отцыи дети” Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главноеместо отведено общественным коллизиям. Произведение построено напротивопоставлении главного героя — разночинца Базарова и остальных персонажей.
Встолкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные чертыхарактера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является ПавелПетрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, какБазаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристикасвидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешностиБазарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет,рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний обликБазарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. Переднами — человек “высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо его “длинноеи худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большимизеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялосьспокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Базаров не считается сусловиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так,как ему удобнее.
ПортретПавла Петровича говорит о его аристократизме: “Весь облик Аркадьева дяди,изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочьот земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов”. Характеризуяманеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи сАркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “shakehands”… три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае авторподчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженностьдворянским взглядам.
Дляхарактеристики своих героев Тургенев использует различные виды портрета. Так,для раскрытия образов Кук-шиной и Ситникова автор прибегает к приемусатирического портрета. “Тревожное и тупое выражение, — пишет Тургенев оСитникове, — сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанноголица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, исмеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”.
Однаиз самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог,содержащийся в этой главе, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Вовремя диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведетсебя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминациявзаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во времядуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам автор писал, что “дуэль сПавлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустотыэлегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически”.Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии,в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, онаукладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразиласьи на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки скульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показанав XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которогоавтор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовнойинтриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, чтоТургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерениеписателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистическиемысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры:“… лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухимбеспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, дажепоходка его, твердая и стремительно смелая, изменилась”. Автор как бы ведетгероя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, внеобходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. Всцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает какаллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий,по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизниБазарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы:“Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы,растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одномвечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной”природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…” Такимобразом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции.С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова,что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картинулетнего вечера. Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньшеописаний природы и лирических отступлений, чем в других произведенияхТургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, вкотором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредствомдиалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветитьактуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является иважным средством характеристики главного героя. В диалогах с Павлом Петровичем,Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер.
Авториспользует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но егореплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности иостроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: “Насвоем молоке обжегся, на чужую воду дует”, “Русский мужик Бога слопает”. РечьБазарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Неменее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла ПетровичаКирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений,характерных для сословно-поме-щичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняетособенности его речи: “В этой причуде сказывался остаток преданийАлександровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили народном языке, употребляли одни — эфто, другие — эхто: мы, мои, коренные русаки,и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьнымиправилами…” Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек“старого века”.
Такимобразом, все художественные средства романа подчинены его жанровомусвоеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/