Значение второстепенных персонажей в драмеОстровского «Гроза»
А.Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовойдрамы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболееизвестны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь»,«Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Своилюди — сочтемся», «Гроза» и многие другие.
А.Н.Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительнымпроизведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласностидоведены в ней до трагических последствий… В „Грозе“ есть что-тоосвежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы».Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянная спутницаКатерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, ТихонаКабанова. Она — оппонент Катерины. Главное ее правило: «делай что хочешь,только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости илегкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому чтоона знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет.Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее — норма жизни. В разговоре сКатериной она прямо говорит об этом: Катерина: — Обманывать-то я не умею;скрыть-то ничего не могу.
Варвара:- Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщицабыла, да выучилась, когда нужно стало.
Варвараприспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В нейчувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущаяКабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
ДружокВарвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, ктоможет ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит?Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он менябоится…», — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко,смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческогозаведения». Кудряш -второй Дикой, только он еще пока молод.
Вконце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но означаетли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов истанут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Теперь,очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевамижизни.
Давайтетеперь обратимся к истинным жертвам «темного царства». Так, мужКатерины Кабановой Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всемслушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции,мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон(тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своеймаменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется всцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет всенаставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своейматери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным итихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа еежаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила егоКатерина, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье», ведь посути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что чуть-чутьобразованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиногонаследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен сдядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
Втемном царстве большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша.Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаютсякак неопровержимые сведения о мире.
Ноне все так мрачно, встречаются в «темном царстве» и живые, сочувствующиедуши. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр идеятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Но всеего благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия,невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы, он получаетяростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мычувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи,обороняться».
Кулигинявляется в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темногоцарства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У когоденьги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровыееще больше денег нажить…» Но Кулигин, так же как и Тихон, Борис, Варвара,Кудряш, приспособился к «темному царству», смирился с такой жизнью,он всего лишь прижившееся тело в «темном царстве».
Второстепенныеперсонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедияотчаявшейся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой в тойлестнице, которая привела Катерину на берег Волги, к смерти.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/